Как я понимаю программу 12 шагов. Спикерская

Сергей, срок трезвости десять лет.

Всем привет, меня зовут Сергей и я алкоголик! Спасибо вам, что пригласили меня на вашу замечательную группу, спасибо, что слушаете меня и я постараюсь поделиться с вами, как я достиг дна в попытке выздоровления по программе 12 шагов в той интерпретации, которую мне преподнесли и как я, собственно говоря, начал выздоравливать.

Так вот, я достигал дна три раза в своей жизни. Первый раз дна я достиг в трезвости, то есть я пришел в АА много лет назад, когда никто не знал никакую программу и мы просто оставались трезвыми. Мы пытались как-то читать книгу, выписывали молитвы, молиться разными молитвами. То мы молились молитвой «Отче наш» на группе, то молитвой Оптинских старцев, то святого Франциска, молитвой о душевном покое, да что мы только не делали. По чувствам работали, из ребцентров пританесли эту систему, и что мы только не придумывали. Но все это не срабатывало ни на что, кроме как на то, что когда мы собирались вместе и разговаривали друг с другом мы сами оставались трезвыми. И таким образом я три года протянул трезвым и потом сказал: «Все, с меня хватит! У меня все хорошо, все внешние вопросы моей жизни решены, и я нашел тот легкий и удобный путь, который вы не нашли!». И я бросил всю эту затею, ну и, естественно, через некоторое время я нашел себя в очередном запое.           

И вот тогда, когда я достаточно долго находился в употреблении, с перерывами на какую-то короткую трезвость, и пришел к своему дну окончательному уже в запое. В последнем я чуть не умер и меня чудом спасли медсестры реанимации. Я сам врач реаниматолог, заведовал отделениями реанимации много лет и вот именно медсестры меня нашли в квартире и привели в чувство. И вот тогда, с этого дна, я начал свой путь в этой программе, начал с того, что я понял, что у меня не было ничего в жизни уже тогда, ни друзей, ни родных, ничего вообще, я был один, без работы, без денег, без здоровья, без ничего, в отчаянии полном.

Но у меня был телефон и был там номер алкоголика, который говорил что-то о шагах и вот тогда я и позвонил ему. И он был единственным человеком, который был рад моему звонку и он мне сказал: «Я пять лет ждал твоего звонка, когда же ты мне позвонишь». И вот он приехал и начал тут же мне передавать программу по той ветке Ската, которая до сих пор существует, и достаточно широко применятся. Кстати, у меня есть одна из подспонсорных, так вот Скат ее духовный наставник в Америке. Так вот, Скат сильно удивляется той интерпретации, которую у нас в России сделали из его опыта. Это ничего общего не имеет с тем, что он говорит по сути, но у нас есть такая интерпретация 12 шагов и я делал все то, что мне говорил спонсор.           

У меня готовность была бешеная, я был готов делать еще до того, как он рот открыл. И вот я в первом шаге признал свое бессилие, во втором шаге мне сказали: «Давай представь себе Бога, какой он должен быть, как будет руководить твоей жизнью, и вот спроси себя, этот Бог хочет и может тебя избавить? Если ты считаешь, что хочет и может, значит, ты в него должен поверить».

 В третьем шаге мне сказали, чтобы я опустился на колени и прочитал молитву третьего шага и потом поздравили и сказали: «Поздравляем тебя, теперь Бог будет руководить твоей жизнью, теперь ты препоручил, теперь тебе надо смиряться, с миром принимать все, что происходит в твоей жизни, потому что теперь это Богом посылается, вот, и, в общем, то молись, ходи на группы и пиши инвентаризацию — это четвертый шаг».      

И я начал писать эту инвентаризацию, как мне сказали. А сказали, что нужно прописать, как можно больше обид. Я был в растерянности, потому что настоящих-то обид у меня и не было больно много, и мне пришлось из пальца высасывать эти обиды для спонсора, и где-то 120 я нашел из детства там, из юности какой-то там еще накрапал, короче, чтобы спонсору было хорошо. И потом он предложил мне промаливать этих людей, желать им там машины и квартиры, хрен его знает еще чего. И я вот этой фигней занимался, короче, ставил галочки и ждал, когда эти люди отвалятся.

В общем, я хочу сказать, что мой коллега психиатр, если б я ему рассказал об этих вещах, он бы мне палату освободил и сказал: «Серега, добро пожаловать, ты совсем с ума сошел!». Но самое интересное то, что мы верим в эту чепуху и когда я все это прописал и увидел в четвертой колонке свою сторону улицы и понял, какой я говнюк и увидел дефекты своего характера и написал их целый список, то это было дааа.

 Но, мне абсолютно неясно было, что с этим делать, то есть вот понимаете что получилось, вот вы приходите ко мне, я врач и вы больны и вы говорите мне: «Серега, я слышал, что ты можешь вылечить меня», и я говорю: «Даа, я могу тебя вылечить, вернее нет, я могу тебе помочь, я могу провести тебе инвентаризацию». И я беру и делаю вашу инвентаризацию, то есть все анализы и исследования провожу и потом выкладываю перед вами такую кучу ваших проблем: «Там у тебя с почками, вон там у тебя с легкими», — и вы все это видите, а что с этим делать вы не знаете. Вы говорите: «Доктор, а дальше то что?». А дальше я говорю: «Иди молись и верь, что тебя когда-то отчего-то будут избавлять, но я не знаю когда и это тайна великая есть, и может быть завтра Он решит, вот кто-то там где-то, что тебе нужно теперь со здоровыми почками жить и у тебя станут почки здоровы, а послезавтра печень».           

Ну, с точки зрения здравого смысла это идиотизм, но мы реально в это начинали верить потому что не во что больше было верить, ведь тебе это говорит человек, который трезвый уже десяток лет. Мой спонсор говорил: «Я уже пятнадцать лет трезвый и ты будешь, делай все, что и я». Ну, я и делал. В общем, была куча недостатков, выписанная в список, с которой абсолютно неясно, что было делать, вот абсолютно. Знаете, как в сказке «Алиса в стране чудес»: это был замечательный план, самый лучший план, лучший о каком можно мечтать, но у него был один недостаток с «как его можно осуществить?». То есть молись и что-нибудь случится. Вы знаете, как в том анекдоте, когда мышки очень опечалились тем, что их все обижают, люди мышеловки ставят, лисы охотятся, кошки и они пошли к сове спросить, потому что так-то жить уже тяжело. Пришли к сове, а она им говорит: «А что вы так переживаете, станьте ежиками, ежиков все любят, они колючие, их никто не обижает». Мыши обрадовались, бегут — Оооо, ништяк, мы будем ежиками, а одна остановилась и говорит: «Эй, подождите, а как мы, ребята, ежиками то станем?» Те встали и говорят: «Слушай, действительно, а как мы ими станем? А пошлите обратно к сове». Приходят и спрашивают у совы как это сделать, а та им отвечает: «Пацаны, вот вы меня тут херней не грузите, я тут стратегией занимаюсь». Вот примерно вот такая вот фигня происходит. Я прихожу к спонсору и задаю вопрос «А как мне…?», а он: «Ой это не твое дело, ты теперь верь, молись, доверяй и принимай и признавай свое бессилие, вот во всем признавай свое бессилие и будет тебе счастье». И вот я этим занимался, я написал эти инвентаризации.

Вот еще смешно было, на счет сексуального идеала, я должен был написать, какую бабу я хочу, неее ну это правда. Какой у тебя будет сексуальный идеал? Идеал — эта та баба, которую я вижу перед глазами, да и мечтаю иметь, это вообще анекдот, короче совсем анекдот, сумасшествие полное.

Ну и в пятом шаге был мощный духовный опыт, потому что когда ты исповедуешься, это здорово, когда ты рассказываешь все — это замечательно, это работает, это очищает, это возвышает, это вдохновляет, а шестой седьмой шаг это вообще элементарные: «А готов ли ты к тому, чтоб Бог избавил тебя от всех недостатков», да какой дурак не готов? Уже до шестого шага дошел, да еще притом говорят, что тебе-то ничего делать не надо, тебя кто-то избавит, да конечно, готов, давно готов, я так хочу, да пусть исправляет, да? Ну, встань на колени и попроси, чтобы тебя избавили. Ну боже, хорошо, что ты принял меня со всем, что у меня есть, хорошим и плохим, прошу, избавь меня от эгоизма и дай сил, когда я встану с колен идти выполнять твою волю. О, замечательно — сделал седьмой шаг.

В восьмом списке составили, кому причинял вред, пошел возмещать. Тут был духовный опыт, потому что мощно, когда пошел возмещать ущерб, это конечно здорово, когда ты приходишь, и из твоей жизни исчезают враги, исчезают вот эти крючки на совести, которые тебя держат, это замечательная штука.

Потом был десятый шаг, где мне сказали тебе нужно позванивать спонсору по каким-то проблемам, которые возникают и направлять свои мысли на то, где я могу быть полезен другим, вот, а возможно придется проводить и инвентаризацию.

 В одиннадцатом шаге мне опять же предлагали молиться с утра Богу, чтоб он меня избавлял, а вечером проводить инвентаризацию и исправлять ошибки на следующий день.   

В двенадцатом шла речь только о второй части, духовное пробуждение опускалось, потому что никто этого не объяснял, помощь другим да, разговаривать с другими алкоголиками, таскай их на группы, спонсировать сразу сказали.

 Я начал спонсировать и применять принципы, об этом тоже мало что говорят, практически ничего. То есть когда я шел и начинал задавать вопросы, и вы знаете, я задавал их много, о принципах, мне никто их не объяснял. Нет, говорили — принципы это штучки, противоположные нашим дефектам характера и есть принципы: честность, готовность, ходи на группы, служение, вот это и есть выздоровление. И вот в этой чехарде я прожил, наверное, с пару лет. Я спонсировал людей и вел непонятно куда, потом мне это надоело. Я сказал, что лучше сдохнуть, чем так жить, потому что это абсолютная туфта, это не работает.

 То есть поначалу был такой подъем, знаете, такая окрыленность, особенно  когда ты входишь в стаю таких же как ты и которые вот это все делали и они тебя поддерживают и они говорят мы теперь с Богом и ты теперь тоже с Богом и тебе кажется да, наверное, что-то случится, и вот ты ждешь, ждешь, а когда же это случится, а они все такие рассказывают:  «Да я тут с Богом в обнимку живу, я его с собой в такси сажаю, на плече сидит, в кармане, я его понимаю, я его там по-своему, у меня с ним отношения». Думаю, что за едрит твою мать, что ж я за тупорылый козел такой, ну закончил самый сложный институт можно сказать, а нихрена не пойму, у меня нет этого, а они тут все с Богом в обнимку, один я дебил. Нет, я могу вместе с ними сочинять, сидел какое-то время врал, что я тоже с Богом, что я тоже его в десна целую. А на самом деле то я понимал, что ничего этого у меня нет, понимаете?

Да еще подспонсорные, сволочи, мне вопросы задавали, спрашивали про принципы тоже, как Бога понять, про то как там духовное пробуждение приходит, про духовную жизнь, про смирение. А у меня нету ответов, нету нихрена, понимаете, вообще нету и я сказал: «Все хватит, хватит с меня, ребята, больше я никого никуда не вожу, походу я сам ничего не знаю», и я ушел.

Я ушел вообще и сказал, что либо я пойму эту штучку, либо вообще с меня хватит, лучше сдохнуть, чем вот этой ерундой заниматься, потому что походу я похож на пациента психушки, которого почему-то выпустили на свободу, который ходит везде и говорит: «я бессилен», молится, какую-то херню несет и толком ничего не понимает. И я говорю: «Я больше в этой стае не хочу быть, я не хочу быть идиотом, я устал», мой здравый смысл протестовал против этой фигни и я начал искать.

Я переслушал всех наших спикеров, которые были известны мне. Нет, я еще вот что сделал, пошел к впередистоящим, как я их теперь называю, узнать, что мне делать, почему мне плохо, почему стало так вот невыносимо, почему я трезвый, а мне сдохнуть хочется? А они мне знаете, что сказали, угадайте! Тебе нужно еще один круг шагов сделать. Я сказал — пошли вы знаете куда, я им говорю: «У нас в книге что написано: делать одно и то же, надеясь на другой результат знаете, как называется, там четко написано – сумасшествие». Я не хочу быть больше в вашей партии, я не хочу ходить кругами по шагам, к тому же я в книге нигде не читал, что они ходили кругами по каким-то шагам, ни один из этих людей, которые писали, не сказал: «Вот вы знаете, мы какой-то круг сделали, сдали спонсору, а потом через некоторое время мы еще кружочек навернули, потом еще», нету такой фигни, откуда вы это взяли?

Ну и короче я расстался и начал искать всех наших спикеров, очень были яркие, я вот клянусь, такие яркие личности попадались, вот слушаешь вообще заслушиваешься, вот просто говорит  пацан как поет — песня блин. И все вокруг говорят там: «О тебя нам Бог послал и мы теперь все поняли», — и я опять чувствовал себя дебилом. Они все понимают, а я вот выхожу и задаю себе один вопрос: «Вот слушать было кайфово, понял ли я что мне нужно делать?» — и должен ответить себе честно, нет, я не понял, я опять нихрена не понял, рассказывал человек ну просто замечательно, но что и как нужно делать я так и не вынес оттуда. Тогда я забросил наших спикеров и начал слушать зарубежных, и вот тоже были очень красивые рассказы, но я никак не мог понять, о чем и как нужно делать и в чем фишка, пока я Чака не услышал. Вот когда я услышал «Новые очки» Чака, а потом еще послушал Марка и Дейва, Коля Голубей как раз перевел, и появилось вот это сообщество духа семинар. И вот когда я Чака услышал у меня вообще все пазлы сложились, я все понял, вот какой-то щелчок произошел, и я увидел, о чем эта программа. И когда еще Майка и Дейва послушал, у них так созвучны многие вещи, хотя с Марком я вообще во многих вещах не очень согласен, но в главном они с Чаком созвучны и у меня вообще все встало на свои места и я увидел, вот знаете, как видение открывается и ты вдруг начинаешь иметь уши, чтобы слышать и глаза, чтобы видеть.

И я сам взял эту книжку и начал ее читать и там все оказывается написано, а то, что я подчеркивал со спонсором — полная херня, это не так важно, а важным оказалось совсем другое. Важным оказалось то, что когда я книжку то открыл, то я глубоко уверовал, что успех новичка в программе зависит от одной единственной вещи — как ему донесли весть. Вот как донесешь человеку весть, так он и поплывет. Потому что, если ты даешь ему ошибочное понимание, то ошибка понимания всегда приводит к ошибке поиска результата и самое главное в этой программе начинать понимать эти вещи, как что зачем почему. Что это, отчего это, что нужно сделать, чтобы этого не было и что будет, когда ты это сделал, все понимать, потому что вот так как раньше ходить — верь, молись, расхожая такая фигня, а ты главное делай и ходи на группы, жопу носи, а голова потом догонит. Так вот не догоняла у меня голова, понимаете, я носил-носил задницу на группы, а голова никак туда не приходила, прощай разум да? Я ничего не понимал.

Так вот, нельзя с такими вещами шутить, вопрос жизни и смерти, что значит, потом поймешь, а если не доживешь? Что за фигня? И я понял, что нужно разобраться во всех тонкостях процесса, нужно понять, что это за фигня такая 12 шагов и что нельзя допустить, чтобы вот эти термины, которыми аппелирует программа, которые, по сути, являются важными, чтоб они остались непонятными.

И вот когда я открыл эту книжку, там с первой же страницы, в предисловии к первому изданию, было написано, что 12 шагов это всемирно известная программа преодоления алкоголизма, в которой содержатся принципы, баааах. Тут оказывается принципы самое главное! Ни молитвы, ни какие-то там медитации, здесь четко написано принципы, а далее написано: «Именно это мы имеем в виду, когда говорим о духовности программы, это общечеловеческие ценности, которые доказали свою эффективность на протяжении тысячелетий». Эффективность это значит они в действии должны быть претворены и они должны быть эффективны в моей жизни,  они доказали эффективность и до сих пор помогают выжить всему человечеству. Это действия, а молитва и медитация это маленькая часть этих действий.

А этих действий оказывается намного больше и там после этого давалось понимание духовности, что духовность это те принципы, которые мы считаем одновременно и высокоморальными и духовными, это принципы новой жизни, которые мы вам предлагаем.

Там было сказано примерно следующее, что человеку с серьезным заболеванием нужен определенный способ жизни, чтобы существовать  комфортно, ведь прежний образ жизни ему не удастся вести. Ну, допустим у человека инфаркт случился, и я как врач ему должен объяснить: «Братишка, ты понимаешь, что у тебя теперь рубец на сердце, и при большой нагрузке сердце может разорваться, поэтому теперь тебе, извини, тяжелые вещи таскать нельзя, секс аккуратно тоже там, вот это вот так и ты должен сердечную мышцу тренировать, по терренкурам ходить и вот это тебе нужно, а вот это тебе не нужно». То есть определенный образ жизни, когда человек может комфортно существовать с тем дефектом, который у него в организме появился. 

Так вот алкоголику нужно тоже самое, и в книге тогда было написано: «Тебе нужен определенный образ жизни, основанный на духовных принципах, и если ты понимаешь, что основу программы, основу духовности составляют принципы. Я долго над этим работал, но я структурировал эту программу и все принципы программы собрал в одну таблицу и все действия, которые нужно совершать и внешние и внутренние, все разделено.

Так вот оказалось что, если понимаешь, что духовность программы в принципах, то духовность есть жизнь по этим принципам, то есть в действиях по этим принципам и если я действую по этим принципам, то моя жизнь становится духовной. А духовный рост это наращивать понимание этих принципов и их применение и осваивать новые. Там в книжке написано, я прочитал, что мы духовно растем, благодаря вещам, которые раньше никогда не делали или считали для даже себя откровенно неприемлемыми и главное из этих вещей, которые я никогда не делал и считал для себя неприемлемыми это проведение самоисследования, самоанализ. Умение проводить самоисследование, самоанализ — это ключ, это сердце программы, это самое главное, что только может быть, и сюда же, какие действия никогда не делал — признавать свои ошибки, брать на себя ответственность, извиняться, возмещать ущерб, обсуждать свою возникшую проблему честно и откровенно с человеком, который имеет духовный опыт для того, чтобы решить эту проблему на духовной основе и много-много других вещей, которые я раньше никогда не делал. Вот что такое программа — образ жизни на новой основе, который приводят к тому самому и который основан на смирении. Смирение это не та фигня, которую мне рассказывали «принимать все, что с тобой случилось, и все дерьмо, которое сыпется». Нее, там было написано, что я должен смириться с тем, что мой прежний образ жизни, в третьем шаге так было написано, мой прежний образ жизни, основанный на эгоизме и своеволии никогда не приведет меня к счастью и не сделает мою жизнь успешной, вот с чем мне нужно было смириться. Понимаете какая вещь? Вот эта вот штучка — правильное понимание, она должна стоять на первом месте всегда и я должен абсолютно четко понимать, что образ жизни нужен другой, и я должен понимать, что такое образ жизни. И я начал! Сел и задался вопросом, а понимаю ли я что такое образ жизни? Нет, не понимаю. Столько лет прожил, и нет ответа на этот вопрос, задайте его себе и ответьте на этот вопрос, что такое образ жизни? Есть хоть у кого? Кто-нибудь может объяснить? На чем он основан?      

Я начал ковырять все дотошно, и оказывается, образ жизни человека проистекает из управляющей идеи. Все люди имеют свой образ жизни, только у одних он осознанный, а у других неосознанный, вот и вся разница. Так вот, живущие в эгоизме люди они не осознают образ жизни, хотя ведут его определенно, есть управляющая идея, и эта идея четко описана в нашей книге: «Когда-то в жизни я решил, что нужно думать только о себе», всё — это управляющая идея, идея  эгоизма, когда человек начинает преследовать свои корыстные интересы безотносительно к интересам и чувствам других людей, вообще не чувствуют других людей, а замкнуты полностью только на себе и на своих корыстных интересах. И из вот этой управляющей идеи возникает определенный способ мышления.

Этот определенный способ мышления рождает определенные принципы типа: «кто раньше встал, того и тапки», «хорошими делами прославиться нельзя», «добиться своего можно только хитростью и обманом», «не обманешь-не проживешь» и вот эта  вся ерунда, «думать нужно только о себе» и вот ты по этим принципам начинаешь жить и они становятся привычкой, привычки формируют характер, а характер формирует судьбу. И вот нужно поменять управляющую идею. Смена управляющей идеи с привычки думать только о себе на формирование новой привычки выполнять волю высшей силы, как ты ее понимаешь, во всех своих делах, то есть следовать ее принципам — это и есть основа выздоровления. Потом, смена управляющей идеи значит смена мыслей и принципов, смена привычек, смена характера и смена судьбы естественно. То есть, может ли человек изменить свою судьбу? — Может! Нужно убрать управляющую идею, поменяешь управляющую идею — поменяется судьба.

Вот именно этим занимается программа 12 шагов, как я ее понимаю, которая основана именно на этих вещах и нужно понимать правильно проблемы, потому что когда я прихожу в АА, я думаю, что моя проблема это алкоголь и единственное, чего я хочу это трезвости. Не, не единственное, я еще хочу отношений, а еще хочу решения проблем, деньги нужны, работа нужна, вот. Ну, на первом месте, конечно, стоит трезвость, потому что без этой трезвости никуда не денешься.

И я хочу сказать вам, что многие в нашем содружестве путают трезвость и выздоровление и когда человек встает и говорит: «Я 10 лет трезвый», это абсолютно не значит, что он 10 лет выздоравливает, хотя он заявляет, что он в программе, ничего подобного. Это я понял, лет восемь назад, и это дало мне возможность остаться в живых, потому что вся эта фигня со своей трезвостью. Есть люди, те которые трезвость свою до секунды знают, потому что они срок мотают, им очень тяжело, они страдают трезвостью, как мне один подспонсорный недавно написал: «Серега, у меня появились первые подопечные,  есть новички и есть у кого там 4-5 лет, а один представляешь, 18 лет страдает трезвостью!». Вот эти терпилы знают свой срок трезвости до последней секунды, у них счетчики даже стоят, потому что это очень тяжело быть трезвым без программы, да лучше застрелиться, я б столько не выдержал. Но люди умеют, они как-то влачат это существование.

Как Клэнси И. написал в предисловии к «Новым очкам»: «Алкоголику нужно найти способ изменения образа жизни, который позволит чувствовать себя комфортно в трезвости и нужно понимать вообще суть проблемы». Если сначала думаешь, проблема — алкоголь, что абсолютно понятно, то книга потом дает понимать, что проблема не алкоголь, а отсутствие силы от него отказаться. И если ты найдешь силу, то выход есть. А дальше подводит к тому, что проблема даже не в том, что у тебя отсутствие силы, а проблема в том, что этой силы нет потому что есть в тебе какая-то штучка, которая эту силу постоянно забирает и вот дальше было четко показано, что алкоголик не тот человек, у которого проблема с алкоголем, а тот человек, у которого проблема с трезвой жизнью.

Парадоксальным образом звучит, нужна ли алкоголику трезвость, да нахрен она не нужна, я миллионы раз пытался бросить пить и начинал жить трезво, и сколько я в этой трезвости проживал? Ну, от силы месяц, да и потом уходил в запой. Почему? Я  что не понимал, что мне нельзя? — Понимал. А почему я уходил? Да потому что для меня трезвая жизнь поперек глотки, в ней ни радости, ни счастья, ни удовольствия, ни секса настоящего, вообще нихера ничего нет. Вот почему я бросал это, да пошло оно все и вполне осознанно шел бухать, потому что для меня трезвая жизнь невыносима. Парадоксальным образом выглядит, что алкоголик это тот человек, который в трезвости не может чувствовать себя комфортно, нет радости.

А вот дальше в третьем шаге мне показали, почему ее у меня нет. Потому что есть фигня, которая у меня ее забирает, которая не дает ее ощутить. То есть в детстве когда-то я вообще жил постоянно в радости, я это помню, а потом ее у меня отобрали, потому что начала работать эгоистическая идея жизни. С меня сделали личность, которая решила думать только о себе, эту личность я прокачал, поверьте мне, замечательно, и вот именно она сделала мою жизнь невыносимой, потому что она управляла моей жизнью. И у нас в третьем шаге мне четко показали главную проблему моей жизни, там было написано, что корень всех моим проблем это — эгоизм, эгоцентризм. Я решил в жизни думать только о себе, поэтому моя жизнь рухнула, потому что мои принципы стали расходиться с духовными проблемами вселенной, потому что я пытался жить паразитом, высасывающим свое счастье из всего, что меня окружает, а паразитам в этой вселенной счастье не положено. А что положено? — Проблемы положены. Проблемы для того, чтобы он понял, что он неправильно живет и вот этих проблем я хапнул вот так вот с головой.

Моя проблема — эгоизм, и дальше мне была обозначена задача, которую я должен в этой программе решить. Мне, абсолютно нужно найти способ избавиться от эгоизма, иначе он меня убьет, это надо понять. Это единственное, чему надо научиться в этой программе, и чему она посвящена, начиная со второго шага.

В первом шаге написано слово «алкоголизм», уверяю вас, вот в первый шаг можно поставить любую зависимость: алкоголизм, переедание, игроманию, созависимость, наркоманию, неважно, потому что со второго шага программа вообще не об этой проблеме, она посвящена проблеме вообще любого человека, от чего возникает любая зависимость. И там четко прописано: «эгоизм, эгоцентризм и любая вещь, от которой тебе нужно научиться освобождаться, иначе она тебя убьет».

 А теперь спросите себя, если у вас был спонсор, кому из вас спонсор говорил, что он приведет вас к трезвости, а кому из вас он говорил, что научит вас освобождаться от эгоизма, и вы все поймете. Потому что задача спонсора в этой программе, показать, как это делается и четвертый шаг посвящен полностью инструментам этой программы.

Четвертый шаг это не эта херня, которой меня учили: колонки прописывать, черной ручкой чертить, столько то слов, столько то строк; там вообще этой дряни нет в книге у нас, неетуу, я вас уверяю. Посмотрите примеры в книге, там нет ничего про прошлое, все про настоящее и там не так уж много всего, а посмотрите, что нужно выписывать в этой короткой инвентаризации. Там не написано, хотя там есть слово обиды, но почему-то вообще не видят слова раздражение и недовольство, а ведь там это есть. А вы знаете, сколько в моей жизни раздражения и недовольства, обиды рядом не стоят. Потому что я алкоголик-эгоист, меня раздражает все нахрен, все вокруг меня, вот что делает мою жизнь невыносимой — раздражение и недовольство, все меня в этой жизни раздражает и всем я недоволен, а настоящих обид у меня по пальцам пересчитать. Вот что мне нужно исследовать! И когда я беру книжку и начинаю самостоятельно читать без всей херни, без всех этих авторитетов, я вдруг вижу, что там написано. Там после третьего шага написано: «Тебе после третьего шага, хотя третий шаг и был жизненно важным и решающим, тебе абсолютно необходимо предпринять решительные действия с целью ….», — там стоит двоеточие и написаны золотые слова, которые нужно выбить, наверное, на стене каждой группы: «….тебе нужно научиться определять то, что мешает внутри тебя и избавляться от этого!».  Вооот оказывается блин чему мне нужно учиться, а не колонки странные прописывать. Научиться определять то, что мешает внутри тебя и избавляться от этого!

Это программа о внутренней работе и если у нас написано, что мы никогда не уделяли внимание духовной стороне жизни, то нужно понять, где эта духовная сторона находится. Она находится внутри каждого человека и Бога мне не нужно искать в церкви или на небе, его там нет, во втором шаге четко для таких баранов как я написано — внутри себя, только там и можно его найти и путь этот лежит через то, что ты уберешь у себя заслонку. Заслонка стоит внутри, тебе ее поставили в детстве, когда ты стал взрослеть и заслонка эта называется эгоист. Там так и написано в четвертом шаге, есть штучка, которая заслоняет тебя от сияния духа, который находится ни на небе, ни в церкви, ни в Гималаях, а внутри тебя самого и ты когда-то это знал и до сих пор иногда эти проблески ловишь, но ты не знаешь почему ты это не можешь взять. Потому что заслонка стоит. Из чего заслонка? Из постоянного раздражения, недовольства, корысти, зависти, злобы, обиды, страхов, жалости к себе, из корыстных мотивов в отношениях со всеми людьми. Потому что написано в третьем шаге, если ты эгоист, то твоя главная беда корысть во всех твоих делах даже когда пытаешься быть добрым, даже в лучших твоих побуждениях вносишь беспорядок вместо гармонии, сволочь ты такая. Это правда, это про меня. Вот почему моя жизнь такая трудная — написано в книжке. Даже если мы вообще оставим в стороне вопрос выпивки, потому что выпивка никогда не была моей проблемой, выпивка была лекарством блин, анестезией от постоянной боли, от раздражения и недовольства, злобы, обиды, страхов, от всей этой дряни, которая заполняла тебя внутри. А поскольку ты не осознавал свой внутренний мир, то просто искал какую-то анестезию, вот и всё! Так вот я вам хочу сказать, по своему опыту 90% программы делается внутри, но какой спонсор учил вас внутренней работе? Если он у вас есть, я рад и счастлив, но я в этом сильно сомневаюсь. А без умения внутренней работы вся эта программа это полная туфта на постном масле. Умение работать внутри, убирать заслонку, вот в чем фишка. А как это сделать? Так, как написано в книжке: «Учиться осознавать!». А что значит научиться осознавать? Это значит забирать часть внимания из внешнего мира, в котором постоянно живешь и направлять свое внимание внутрь. Знаете как система ПВО работает? То есть система радаров, ищущая цель, определяющая ее, идентифицирует ее и если это чужой, то дает команду на уничтожение, так вот этот радар должен стоять внутри и постоянно определять мысли, чувства и мотивы поведения и как только появляется эгоизм, а он появляется, осознавать его определять и избавляться и тогда между раздражителями в этом мире, раздражителями и моей реакцией у меня появляется настоящая свобода выбора. Когда я осознаю, избавляюсь, то я могу принять и поискать правильную мысль и поступок и именно из моих поступков меняется моя жизнь. Программа должна менять человеческую жизнь, потому что в йоге написано: «если какое-то духовное учение, которое вы еще исследуете не меняет вашу жизнь, то это пустое из мышлений или галлюцинации», даже если при этом вы думаете, что вы в обнимку с Богом даже спите теперь. Где изменения в жизни да? Должны быть изменения, и я вам хочу сказать по моему опыту внешние изменения почти неважны по сравнению с умением достигать изменения во внутреннем. Должны быть решены внутренние проблемы, не так внешние. Можно добиться потрясающих успехов в решении внешних проблем, стать богатым, успешным, с прекрасными бабами на руках висящими и при этом чувствовать себя внутри пустым и в полном ужасе. И человек приезжает ко мне на машине за три миллиона (здесь российских рублей) и говорит мне: «Серега, я не знаю зачем мне эта машина, я половину кнопок там не знаю и я не знаю зачем мне эти бабки, я хочу повеситься». Вот в чем проблема, не в успешном решении внешних, а в успешном решении внутренних проблем и ключ к этому решению находится в четвертом, пятом, шестом, седьмом, восьмом и девятом шагах.

А десятый шаг складывает эти инструменты в одну стопочку для постоянного применения и ежедневные действия по десятому и одиннадцатому шагу (одиннадцатый отражает третий) составляет собственно говоря, всю духовную жизнь в этой программе. И ежедневные действия по десятому и одиннадцатому приводят к двенадцатому автоматически.

И духовное пробуждение в этой программе — это ощущение присутствия силы в своей жизни абсолютно реальное, не фантастическое, не какое-то мистическое!

Я жил как козел, думающий только о себе, я взял новые принципы и начал их применять — сила входит в мою жизнь и я чувствую себя и внешне и внутренне замечательно. Знаете как Чак сказал: «Когда я правильно поступаю, я что-то понимаю и вселенная кивает мне в ответ», — понимаете о чем речь? И чувствуешь себя чистым внутри и тебе ничего не надо и тебе достаточно того, что у тебя есть, и ты благодарен и чувствуешь кайф от жизни в трезвости, вот чего нужно достичь! И весь этот процесс происходит внутри, а не снаружи блин, а чтобы это внутреннее появилось — нужно совершать внутренние действия. И по сути дела вся духовная жизнь очень проста.

Моя любимая затея, например, провести семинар, а потом затейливо спросить: «Ребята, расскажите о духовной жизни! Представьте к вам подошел новичок и сказал: «Я тут прочитал, что вы ведете духовную жизнь, ну-ка расскажи про духовную жизнь!». О чем он начинает рассказывать, угадай: «Я молюсь утром, в обед и вечером, утром одной молитвой, вечером другой». Ага, Марк и Дэйв замечательно сказали: «Да нам похеру как ты молишься, ты расскажи о своей духовной жизни», человек в ступор впадает, в смысле говорит, что значит похеру, как я молюсь? А потому что наплевать! Иисус сказал: «Не смотрите, как они молятся, смотрите, что они делают. Ибо не по словам вашим, а по делам вашим вам дано будет!». Вот о чем речь то была, о чем Иисус язык то стер. Делайте! А то эти твари молятся, а делают они абсолютно не то. Как вы действуете, посмотрите, что вы делаете и вот о чем, оказывается, нужно было говорить.

Так вот эти действия, собственно говоря, духовной жизни они абсолютно просты, они действительно начинаются с утреннего пробуждения, действия одиннадцатого шага начинают утро. То есть человек, который рассказывает о своей духовной жизни в программе говорит примерно следующее: «Я утром проснулся, просматриваю свои планы, что я на сегодня планирую, насколько мои планы согласуются с новыми духовными принципами жизни, думаю я опять только о себе или я думаю о том, как я принесу пользу своей семье, своим близким, тем, кого я встречу, когда буду ехать за рулем, своим клиентам, пациентам, своим коллегам, работодателю, когда я буду на работе и вообще этому миру. Как перестать быть паразитом? При этом я вступаю в осознанный контакт и прошу высшую силу избавить меня от жалости к себе, бесчестных поступков, корыстолюбия и страха. Я прошу подсказать правильные мысли и решения, что мне сегодня нужно сделать, чтобы исполнить и твою волю». Как Чак сказал: «Я слегка изменил Одиннадцатый Шаг для себя. Теперь, вылезая утром из кровати, я говорю: «Отец, я готов к исполнению обязанностей. Я тут буду всё передвигать, и буду пытаться делать всё лучшим образом, ну насколько я способен, а у тебя я только прошу немножко руководства, указаний и сил, чтобы исполнить всё это. Большое Тебе спасибо».  

Все просто, в течении дня десятый шаг, осознанная жизнь. Что такое осознанная жизнь? Постоянно держать внимание внутри себя, постоянно определять мысли, чувства, мотивы, поведение — там не должно быть эгоизма. Как только он атакует, как только раздражение, недовольство, злоба, страхи, то немедленно избавляться, искать новую правильную мысль и поступок и тогда все меняется, а если не знаешь как поступить, например сложная ситуация, то теперь у тебя есть инструмент пятого шага — позвонить человеку, который, как ты думаешь, имеет духовный опыт в данной области, расскажи о ситуации честно, не пытаясь приукрасить свою сторону, чтобы он мог оценить и подсказать тебе, как решить эту ситуацию на духовной основе и ты идешь и решаешь ее. Если ты виноват — немедленно извиняешься и возмещаешь ущерб, если твоей вины нету, то принимаешь ситуацию, как она есть, или совершаешь другие действия, которые подскажут тебе впереди действительно идущие люди, а не стоящие по сроку трезвости.

Так вот, если ты совершаешь все это, то нужно еще постоянно поворачивать свои мысли, как я должен сейчас в этой ситуации поступить согласно воле высшей силы, как я ее понимаю. Мамонов хорошо рассказал, как найти Бога в себе, он сказал: «Я каждый раз, когда собираюсь что-то сделать, спрашиваю, а как Он хотел бы, чтоб я поступил? И я делаю, как я понимаю Он поступил бы в данной ситуации и у меня все замечательно».

Что тут хитрого блин, какие инвентаризации, какие тетрадки исписывать надо? Никому это нафиг не нужно. И вечером, когда ложусь спать, я просматриваю прожитый день, можно исправить — исправляю, нельзя исправить — признаю свою ошибку и говорю: «Господи, я ж не святой, я ж только учусь, в следующий раз я постараюсь лучше». А есть вещи, от которых я вообще пока не хочу отказываться, ну я слабый человек, но я стараюсь, я прошу. Может быть, когда-то я все-таки смогу, но пока я, Боже, знаю, что за это буду платить, я согласен, я расплачиваюсь, я понимаю, но, наверное, я еще вот в этих частях не достиг своего дна, мне еще это очень нравится, так что ну прости меня, но я буду стараться. Моя цель не духовное совершенство, а всего лишь прогресс.

Как сказал Чак: «Если раньше меня раздражали миллион вещей, а теперь 999 тысяч, то я считаю это очень хорошим прогрессом».  И это все что мне достаточно, потому что я перфекционист и я очень долго это понимал, потому что мне нужно все идеально: я начал духовную жизнь — я должен быть святым. Ничего подобного, не должен никому я ничего. Я должен сделать так, чтобы я начинал ощущать свою жизнь на комфортном уровне, поимел этот настоящий духовный опыт и мог его отдать, чем я и занимаюсь. И одно из главных условий духовной жизни это отдача другим, потому что если я этого не делаю, то у меня все заберут, все по-честному. Тебе дали, а ты не отдаешь, и ты даже не замечаешь, как это отбирают, понимаете? И ты оказываешься все в той же самой заднице, и думаешь, а что случилось? А просто у тебя появились более важные дела, чем пойти на группу, чем спонсорить, чем проводить семинары, чем ходить в наркологию. У тебя появились более важные дела? — Готовься, тебе хана, потому что ты обещал, ты подписал договор, что ты будешь так жить. Не будешь жить — да не вопрос, пожалуйста, только пожинай теперь, то, что сеешь. Готов пожинать — на, не готов — возвращайся назад, как блудный сын, тебя всегда ждут, тебя никто не изгонял, двери всегда открыты, нет никаких ключей от счастья, как мать Тереза говорила.

Как Садхгуру знаете рассказывал: «У нас в ашраме двери всегда открыты, но люди предпочитают залазить на ближайшие сопки и смотреть на нас в бинокли. А мы ходим, радуемся, улыбаемся, ну достаточно только посмотреть, как кто-то там нюхает цветы, чтобы счесть его абсолютно сумасшедшим, потому что он счастливый и они все время смотрят в бинокль и думают, что мы там употребляем?». Так вот нужно найти такой способ жизни в этой программе, а он, кстати, к этому и ведет, чтобы чувствовать себя легко и свободно и когда тебя спрашивают, а как ты расслабляешься, — да я не напрягаюсь. А что тебе надо? — Ничего, у меня все есть, я делаю Его работу, а Он заботится обо мне. И все чего я хотел в этой жизни я получил, я не мог добиться десятилетиями и очень желал и вложил в это все, что мог. Я становился хитрее, умнее, изворотливее других, я таскал, воровал, обманывал, и у меня ничего не вышло — я стал алкоголиком на заблеванном полу в своей квартире, всё! Всё, чего я достиг.

А за десять лет жизни по этим принципам у меня появилось в жизни все, что я хотел. Я никогда не хотел жить на воротах кавказских минеральных вод, потому что Минеральные воды, город, где я жил, — это ворота, там большой аэропорт и большая железнодорожная станция, куда все приезжают и потом по курортам разъезжаются. Калитка такая, знаете, и я все время в калитке жил и бесился «ну почему я в калитке то должен жить, вот курорты же рядом». Я мечтал жить на курорте, но у меня не было денег достаточно, и вот за эти годы я чудесным образом продал свою хрущевскую квартирку на первом этаже за деньги, которые она вообще не стоила. Причем видели бы вы глаза людей, которые мне говорили, что я обречен, что я никогда не продам эту квартиру за такие деньги, когда два человека в один день прибежали и купили у меня эту квартиру наперегонки за ту цену, которую я назвал, да еще и приплатили за мебель. Я даже мебель не выносил, чемодан взял и ушел. Люди смотрели на меня с каким-то суеверным ужасом, говорили —  слушай, как ты это делаешь? Я говорю, это вообще не я делаю.

И вот я переселился на курорт, сейчас я живу на курорте, у меня свой дом трехэтажный, я смотрю с третьего этажа на холмы, у меня вся панорама гор кавказских. У меня есть кошка, собака — овчарка, которую я сам дрессировал, у меня есть жена. Я хотел иметь пруд с рыбками и дом, жить в лесу. А тут я живу практически в лесу, у моей жены во дворе пруд с рыбками и баня. Я не знаю, как Бог это делает, но он все сделал как я хотел, причем почти без моего участия.

Как Чак сказал замечательно: «Весь мир это одеяние Бога,  хочешь его — откажись и получи его в подарок от Бога», — понимаете? Вот это то понимание программы, которое я когда-то поймал и то что я услышал от Чака, который сказал, что думает о себе как о большом окне, которое находится напротив моего кресла это окно есть я и когда мое окно ничего не загораживает, то свет свободно проходит и я нахожусь в этом свете и мне комфортно. Но когда занавеска задернута, то никакой свет не проходит. Так же как окно не является светом, так же занавеска не тьма, она всего лишь закрывает свет, значит, моя забота это держать занавеску открытой, чтобы свет мог проходить через окно. Я не источник света, я проводник, я всего лишь проводник. Вы, я, они, мы все как проводники и необходимо убрать то, что мешает проходить свету через меня вот и все. И он говорил замечательную вещь, что ты найдешь Бога, если ты занят жизнью, чтобы найти себя, чтобы понять, что то, что ты ищешь, находится прямо здесь, вот тут внутри тебя, то, что ты ищешь это то, с чем ты ищешь. То с чем ты пришел искать, ты уже принес с собой, все кого ты когда-либо хотел знать, ты уже знаешь, а все кем ты хотел бы быть, ты уже являешься, но это спрятано от тебя. Это спрятано, потому что ты не можешь это определить, забудь о себе, пошло все к чертовой матери и самое лучшее не принимать себя всерьез и сделать из этого игру.

Я слышал выражение — я считаю, что у Бога потрясающее чувство юмора иначе бы он не стал прятаться в последнем месте, где я его ищу. Мне кажется это здорово, глянешь в последнее место внутри самого себя, а он там. Ведь счастье подобно бабочке, чем больше вы преследуете его в своем эгоизме, тем больше оно будет ускользать от вас, но если вы переключите свое внимание на поиск истины, оно подойдет и мягко сядет вам на плечо. Вот все, что я сегодня хотел вам сказать, спасибо, что послушали.